Будущее. Системно

Публичные

Золотая эра российского диванного инвестора, или снова о дедолларизации

ecworld -
8003
20

В пятницу 26 июля В. Путин подписал Федеральный закон №212-ФЗ “О внесении изменений в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившей силу части 3 статьи 3 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

Околоэкономические СМИ протрубили о начале золотой эпохи российского диванного аналитика. Почему?

Напомню, что в июне мы с вами не только говорили о том, что:

Группа сенаторов внесла в Госдуму несколько законопроектов, которые должны стимулировать спрос на золото со стороны населения, в частности с 1 января 2020 года предлагается отменить уплату НДС при реализации слитков и монет физическим лицам.

По мнению авторов, в России сейчас возникла необходимость создания альтернативного доллару США средства накопления и им может стать золото.

В обосновании указано, что в случае отсутствия НДС при реализации аффинированного золота спрос на него со стороны частных инвесторов вырастет с 3-4 тонн в год до 50 тонн.

Рост объемов потребления приведет к повышению инвестиционной привлекательности отрасли драгоценных металлов и, соответственно, к дополнительным инвестициям в добычу. Сумма НДПИ от добычи дополнительных объемов (ориентировочно 40 тонн) может составить около 6,2 миллиарда рублей, считают авторы закона.

Другой законопроект, внесенный сенаторами, предлагает освободить от налогообложения доходы физических лиц, получаемые ими по обезличенным металлическим счетам с 1 января 2020 года.

Также сенаторы хотят распространить действие системы страхования вкладов на обезличенные металлические счета граждан, что должно повысить привлекательность данного инструмента (с) https://t.me/ecworld/1438 

- но даже примерили на себя образ будущего покупателя золотых слитков без НДС (30% из нас готовы это делать):

О чем же говорит новый документ, подписанный Первым лицом? Вот одно из первых упоминаний подписанного документа в сети:

МОСКВА, 26 июля. /ТАСС/. Президент России Владимир Путин подписал закон, который освобождает от налога на добавленную стоимость банковские операции с драгоценными металлами. Документ опубликован на официальном портале правовой информации.

Согласно закону, от НДС освобождаются операции по привлечению драгоценных металлов граждан и юридических лиц во вклады (за исключением монет из драгоценных металлов), по размещению привлеченных драгоценных металлов от своего имени и за свой счет, по открытию и ведению банковских счетов в драгоценных металлах, а также по осуществлению переводов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам в драгоценных металлах.

Еще один подписанный главой государства закон включает операции с драгоценными металлами, монетами из драгоценных металлов в перечень сделок, осуществляемых кредитной организацией. Одновременно соответствующие изменения вносятся в перечень банковских операций (с) https://tass.ru/ekonomika/6707129 

Следом за этой новостью на различных ресурсах вышли по сути репосты этой новости. Было все две вольные попытки трактовать (переводить с юридического на человеческий) этот документ в сети, но дальше околоэкономические СМИ не пошли. Большинство экспертов не стали торопиться с выводами, так как формулировки нового документа звучат не просто для уха не юриста, хорошо знающего банковское (основным продавцом слитков на вторичном рынке являются именно банки, и в частности - крупнейший банк страны) законодательство.

Давайте теперь посмотрим на сам документ:

Принят Государственной Думой 16 июля 2019 года

Одобрен Советом Федерации 23 июля 2019 года

Статья 1

Внести в пункт 3 статьи 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340, ..... 2019, N 16, ст. 1826) следующие изменения:

1) в подпункте 3:

а) в абзаце пятом слово "расчетов" заменить словом "переводов";

б) абзацы восьмой - одиннадцатый изложить в следующей редакции:

"привлечение драгоценных металлов физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок), за исключением монет из драгоценных металлов;

размещение указанных в абзаце восьмом настоящего подпункта привлеченных драгоценных металлов от своего имени и за свой счет;

открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц в драгоценных металлах, за исключением монет из драгоценных металлов;

осуществление переводов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам в драгоценных металлах;";

в) абзац двенадцатый признать утратившим силу;

2) дополнить подпунктом 3.2 следующего содержания:

"3.2) осуществление банками и банком развития - государственной корпорацией следующих операций:

исполнение банковских гарантий (выдача и аннулирование банковской гарантии, подтверждение и изменение условий указанной гарантии, платеж по указанной гарантии, оформление и проверка документов по этой гарантии);

выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;

оказание услуг, связанных с установкой и эксплуатацией системы "клиент-банк", включая предоставление программного обеспечения и обучение обслуживающего указанную систему персонала;

получение от заемщиков сумм в счет компенсации страховых премий (страховых взносов), уплаченных банком по договорам страхования, в том числе по договорам страхования на случай смерти или наступления инвалидности указанных заемщиков, по договорам страхования имущества, являющегося обеспечением обязательств заемщика (залогом), и иным видам страхования, в которых банк является страхователем;".

Статья 2

Часть 3 статьи 3 Федерального закона от 27 ноября 2017 года N 343-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 49, ст. 7315) признать утратившей силу.

Статья 3

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на добавленную стоимость.

Президент Российской Федерации В. Путин

Москва, Кремль

26 июля 2019 года

№ 212-ФЗ (с) http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201907260074?index=0&rangeSize=1 

И ниже пометка от сервиса Гарант.ру:

К банковским операциям с драгметаллами, освобождаемым от НДС, отнесены:

  • привлечение драгметаллов во вклады, кроме монет;
  • размещение привлеченных драгметаллов от своего имени и за свой счет;
  • открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц в драгметаллах, за исключением монет;
  • переводы по поручению физических и юридических лиц по их банковским счетам в драгметаллах.

(с) https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72232212/ 

Если кто-то сможет найти на сайте Госдумы движение этого документа, чтобы прочитать пояснительную записку к нему, будет замечательно - напишите об этом в комментариях к этой записи (я - быстрым поиском - не смог найти). Но пока никто никакие пояснения по этому документу дать не может. Банковские юристы ничего сказать не готовы. Звонки в Сбербанк и "поднятие по тревоге" цепочки тех, кто может это знать, привело к "пока никакой информации по данному документу нет".

Тот ли это закон, о котором мы говорили весной (и летом), сложно сказать. Тогда замминистра финансов Моисеев говорил, что можем и не успеть к 1 января 2020 года. А тут подписание в июле и начало действия с 1 октября 2019 года. Поэтому пока у меня есть сомнения, что отменили хотя бы НДС. Больше похоже, что упростили перевод металла из одного банка в другой.

Про освобожденные от налогов доходы от металлических счетов (именно по ним не уплачивается НДС, так как золото формально не поставляется покупателю при открытии такого счета, а "хранится" в банке) и мечтать рано - пока все то же самое:

  • самостоятельная декларация доходов;
  • освобождение от налогов в случае, если дата продажи отличается от даты покупки более чем на 3 года.

Поэтому пока нужно ждать комментариев от банковского сообщества или Минфина, который и был всегда противником отмены НДС, так как в том числе боялся еще большей утечки банковской ликвидности физиков "под подушки".

Что касается теоретической части обсуждаемых законопроектов, то на некотором периоде законопроекты об отмене НДС и налога на доходы при обороте драгметаллов выгодны обеим сторонам: и гражданам (про юриков не говорим), и государству:

  • граждане без выхода на биржу, но имея физическую поставку (держа в руках), получают хороший инструмент, который на нашем сайте мы уже много лет называем рублевое золото (записи по ссылке видны только тем, кто имеет доступ к скрытым записям), который отрабатывает и движения в золоте, и движения в валюте (девальвацию). Это отличный инструмент, но им нужно знать, когда пользоваться;
  • государство получает еще один инструмент для дедолларизации; выкачивание (заставляя покупать меньше валюты ради приобретения золота или продавать валюту в целях покупок золота) валюты, в значительной мере - доллара, из населения позволяет повышать валютную ликвидность ЗВР (в широком смысле) и в целом государственных "финансов", основная цель которых (при текущей экономической политике) это сохранение управляемости экономических процессов и решение личных интересов "друзей" (людей, имеющих непосредственное отношение к власти):

Глава и совладелец НОВАТЭКа Леонид Михельсон в середине июня направил письмо премьеру Дмитрию Медведеву, попросив решить вопрос высоких процентных ставок при строительстве газовозов для проекта компании «Арктик СПГ 2», рассказали источники “Ъ”. Суда планируется построить на верфи «Звезда» (управляется консорциумом «Роснефти» и Газпромбанка), их финансирование будет организовано по лизинговой схеме с участием ВЭБ.РФ.

В письме указано, что на строительство 15 газовозов «Звезде» в 2020–2025 годах потребуется почти $5 млрд.

Дмитрий Медведев поручил первому вице-премьеру Антону Силуанову и главе ВЭБ.РФ Игорю Шувалову проработать предложения господина Михельсона, уточняют собеседники “Ъ”. Пресс-секретарь Дмитрия Медведева отказался от комментариев (с) https://www.kommersant.ru/doc/4045837 

Кстати, статья в К отлично "подана" обывателю, который совсем не в курсе, что это как бы не совсем для Михельсона. На строительстве известной верфи и вокруг нее УЖЕ пилятся сотни миллиардов рублей. А заинтересованное лицо там - наш любимый ИИ.

Михельсон же даже публично (!) не скрывает (хотя, и аккуратно говорит), что лучше бы строил там, где строил (а не поддерживал бы сторону китайских лоббистов в России):

По словам собеседников “Ъ”, Леонид Михельсон в письме отмечает, что стоимость транспортировки по Севморпути высока. Для сохранения конкурентоспособности российского СПГ, необходимо обеспечить условия финансирования строительства газовозов не хуже, чем на мировых рынках, а процентные ставки должны быть привязаны к доллару.

Источник “Ъ” в отрасли отмечает, что исходно НОВАТЭК хотел построить суда для «Арктик СПГ 2» в Южной Корее, как для уже запущенного проекта «Ямал СПГ». «Ради развития российского судостроения решено отдать заказ на "Звезду", но достигнута договоренность, что условия будут не хуже, чем в Южной Корее»,— говорит он (с) 

В общем, валюта нужна своим. Причем пылесосят ее в последние 7-9 месяцев со страшной силой (в части доллара, в этой скрытой записи мы говорили о пропавших 35 млрд долларов валютной ликвидности) и не для пополнения ЗВР. Торопятся так, что свист слышно.

Однако, не все согласны с такой политикой ("все средства хороши"), поэтому законопроекты "о золоте" уже столько лет не могут обрести статус закона (у того же Минфина есть свои KPI, и им важнее доходы государства в виде увеличения текущих сборов / налогов и не потери их, а новый закон точно даст снижение НДС, но даст ли он увеличение сборов налогов от продаж, о котором говорят инициаторы-лоббисты, в том числе со стороны золотопроизводящих компаний, в Минфине не все уверены).

_

Если Вы хотите понимать, что происходит вокруг Вас, а также получать больше полезной информации и получать ее более оперативно, поставьте приложение Telegram и присоединяйтесь к нашему каналу — https://t.me/ecworld — заходите и обязательно нажимайте внизу канала кнопку JOIN.

20

Комментарии

13
Аватар john-archer
john-archer
Он уже в архиве: https://sozd.duma.gov.ru/bill/615912-7
30.07.2019, 13:01
Аватар ecworld
ecworld
Спасибо. Почитаю.
30.07.2019, 13:02
Аватар ecworld
ecworld
Нда ... И в ФЭО, и в ПЗ ничего особенного.

Александр, если смотрели, смогли что-то "поясняющее" найти?
30.07.2019, 13:05
Аватар ms7263
ms7263
Похоже, что пока просто формализовали и добавили в список операций банков, по которым нет НДС, привлечение металлов во вклады (текст полностью дублирует существующий текст про привлечение денежных средств на вклады). Закон начнет действовать с 1 октября 2019 (есть привязка к отчетному периоду по НДС - кварталу).
Если бы разрешили продавать физическое золото без НДС - то нужно менять пункт 2, а не 3. Об изменениях в пункте 2 написано в ПЗ про отмену НДС, о котором написал mityasoff ниже.
30.07.2019, 14:00
Аватар ecworld
ecworld
Точно, 1 октября. Сейчас поправлю.
30.07.2019, 14:03
Аватар mityasoff
mityasoff
На закон об отмене НДС на золото еще нет отзыва правительства:
https://sozd.duma.gov.ru/bill/738437-7 Там ПЗ поинтереснее.
30.07.2019, 13:44
Аватар ecworld
ecworld
Оно. Спасибо.
30.07.2019, 14:04
Аватар tool100
tool100
04.02.20г. заключение Правительства РФ выложили, законопроект не поддержан.
12.03.2020, 02:43
Аватар Chervonets
Chervonets
Данный законопроект урегулировал следующие правоотношения:
1. Стало возможным принести свой слиток и внести его на свой вклад (не спрашивайте о каком вкладе идет речь, тут нет уточнений, хотя термин "обезличенный металлический счет" в Налоговом кодексе присутствует, здесь он не упоминается, так что, дословное толкование - у банков есть возможность внесенное золото разместить и на обычный вклад. Все это справедливо, если банк такую услуг в принципе задекларирует - это не является его обязанностью.
2. Исключение сделано в отношении монет (в том числе инвестиционных). Исключение сделано осознанно, т.к. предлагалась поправка, устраняющая данное исключение.

Таким образом, никакого освобождения от НДС при продаже банком слитков я тут не вижу. Вообще, закон носит уточняющий характер и только.
30.07.2019, 13:59
Аватар ecworld
ecworld
Согласен. В СМИ был фальстарт.
30.07.2019, 14:05
Аватар Chervonets
Chervonets
Есть еще 2 нюанса, связанных с данным законом.
1. Во-первых, данный закон носит технический характер и приводит к одному знаменателю формулировки законов "О банках и банковской деятельности", Налогового кодекса и... Банка развития (т.е. ВЭБ.РФ). При этом в пояснительной записке упомянут законопроект о внесении изменений в закон о Банке развития - такое случается крайне редко. Т.е. ВЭБ будет наделен полномочиями по работе с драг.металлами и полномочия эти нужны быстро. Мы все помним, что банк этот специфический (в плане клиентуры, которая в общем-то вся прописана в самом законе о нем).
2. На самом деле, смысл закона заключается еще и в том, что он прямо говорит о том, что теперь можно нести ваши слитки в банк и, таким образом, вовлекать их в экономический оборот. Все нюансы теперь в плане налогов урегулированы. Раньше ведь как, купил слиток - положил его в сейф и чахнешь над златом. А теперь можно его и на счет внести - все прямо прописано. Нельзя сказать, что до этого закона это было невозможно, нет, но вопрос НДС в таком случае был неурегулирован. Т.е. отчасти этот законопроект призван привлечь в экономику часть "подматрасных сбережений", ну и конфисковывать золото, лежащее в банке значительно проще, чем то, что находится под матрасом.
30.07.2019, 14:48
Аватар ecworld
ecworld
Спасибо.
30.07.2019, 14:58
Аватар ms7263
ms7263
Да, уточняющий характер, теоретически позволяющий включить еще и "металлический" пылесос - "несите нам физический металл на вклад и получите доходность +0,005% годовых".
30.07.2019, 14:06
Аватар ucl50
ucl50
Может они ожидают сильный рост золота в перспективе и отмену НДС для себя готовят, чтоб втариться на всю катушку?
30.07.2019, 21:30
Аватар ecworld
ecworld
Был пост в скрытых на эту тему ;) год или два назад.
30.07.2019, 21:48
Аватар ucl50
ucl50
Чё-то я упустил этот момент несмотря на то, что эта мысль у меня сразу возникла, как услышал про отмену НДС :)
И сразу засел в ожидании, когда же они реально снимут НДС. Судя по всему время подходит :) Надо только подумать, что тарить - монеты или слитки?
30.07.2019, 22:08
Аватар Maxbox
Maxbox
Простой вопрос. Раньше золото являлось деньгами. Потом через него была привязка бумажных денег. Дальше оно стало просто товаром. Хорошо, может не «просто товаром», а товаром с психологической памятью.
А кто мне скажет (кроме памяти о былом) в чем его ценность сейчас? Если бы из него получались пилюли продолжающие жизнь, или на основе его делалось топливо ускоряющее перемещение, или это был бы самый мощный источник энергии и тд... Так ведь нет. Так кто мне скажет зачем в таком случае оно? (кроме побрякушек и аудиокабелей для аудиофилов).
Я все к чему веду-то, может не зря от него избавляться-то начали и стимулируют спрос, чтобы кому-нибудь сбыть? И останутся потом люди («счастливый вы наш» (© цитата из хф Гараж)) на руках с бруском блестящего металла
31.07.2019, 10:51
Аватар ecworld
ecworld
>> Простой вопрос. Раньше золото являлось деньгами. Потом через него была привязка бумажных денег. Дальше оно стало просто товаром. Хорошо, может не «просто товаром», а товаром с психологической памятью.
А кто мне скажет (кроме памяти о былом) в чем его ценность сейчас? //

Правильный вопрос, ответ на который вы уже дали. В виде графика он дан в следующей теме - https://ecworld.fund/tsentralnye-banki-bolshe-ne-vidyat-smysla-v-podderzhke-rynka-zolota/


https://ecworld.fund/wp-content/uploads/2019/07/gold_average_gold_demand_2009-2018.png
31.07.2019, 21:17
Аватар ecworld
ecworld
>> Я все к чему веду-то, может не зря от него избавляться-то начали и стимулируют спрос, чтобы кому-нибудь сбыть? И останутся потом люди («счастливый вы наш» (© цитата из хф Гараж)) на руках с бруском блестящего металла //

На мой взгляд,в 30-ых годах мы это и выясним :) А до этого еще и исторические максимумы пройдем.
31.07.2019, 21:19
Аватар Maxbox
Maxbox
Абсолютно согласен?, если и «раздавать», то 1) на хайпе и 2) конечно на максимумах.
01.08.2019, 11:17