Будущее. Системно

Публичные

Как выглядит конец российского образования

ecworld -
15351
21

Интересно смотреть, как раскудахтались псевдо-патриоты как бы либерального толка о новых предложениях по "модернизации" российского образования - от В. Фалькова и Н. Патрушева:

«К Болонской системе надо относиться как к прожитому этапу. Будущее за нашей собственной уникальной системой образования, в основе которой должны лежать интересы национальной экономики и максимальное пространство возможностей для каждого студента»,— заявил «Ъ» министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков.

Отметим, в последние месяцы в России растет число сторонников отказа от участия в Болонском образовательном процессе на фоне конфликта с Западом. В частности, сегодня об этом в интервью заявил секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев. (с) https://www.kommersant.ru/doc/5367629

Почему это интересно? Да, потому что они и в этой ситуации продолжают работать на имидж В. Путина (кто-то продолжая получать бонусы из АП и других российских "организаций", даже получив статус иноагента, а кто-то, видимо, по старой привычке - бесплатно). Почему продолжают?

Да, потому что это обычная подмена понятий: "ну, всё, теперь российскому образованию хана, русский мальчик не сможет устроиться за рубежом" (это то, что они кричат).

Во-первых, российское образование уничтожали все последние 20+ лет - всё то время, сколько "знакомые В. Путина" занимают ключевые посты во всех связанных ведомствах, а некоторые учителя - в рамках, видимо, развития культуры и моральных качеств юной личности - подают пример рисования выборных бюллетеней с 1 класса по последний курс ВУЗа.

А, если быть, совсем честными, то ситуация начала ухудшаться еще в начале-середине 90-ых (а может, и чуть ранее), когда образование начало переходить на "новые и говорящие более доступным языком" учебники и программы. Как сейчас помню, как мы из нашей средней школы - по совету настоящих совестливых учителей - бегали в старое здание школы и искали там в развалах советские (сейчас бы сказали - трушные) учебники, чтобы разобраться в той или иной теме / целом предмете более глубоко. Новые учебники [90-ых] были обычным фуфлом по сравнению со старыми: по алгебре ... химии, биологии ...

Во-вторых, когда [с момента появления 10-11 классов обучения] что-то в профессиональной жизни человека (не путать с карьерой, ибо карьеру может и бездарность сделать; а мы говорим про полезность и качество) решал тип системы обучения или даже ВУЗ? Единственный значимый плюс того же ВУЗа - это социальная сеть / пул знакомых / окружение именно из сокурсников. Всё остальное зависит от человека. Если голова на плечах и внутренняя мотивация есть, то и в жизни профессионально добьешься многого. Для этого есть масса примеров успешных предпринимателей, которые двигают прогресс, пушат экономику и получают высокие доходы в разных уголках мира ...  ведь, именно это является целью хорошего образования, так? Думаю, если мы посмотрим на этих предпринимателей внимательно, то увидим, что они:

  • получили образование еще до Болонской системы;
  • закончили обычный региональный или пусть даже московский ВУЗ.

Учись, думай, развивай логику и критическое мышление, старайся всегда всё делать лучше других и будь смелым ... - и независимо от того, учился ты по Болонской системе или нет, ты в любом случае:

  • будешь успешным в своем деле человеком;
  • тебя работодатель оторвет с руками в любой стране мира (если есть еще и язык).

Главное - ленивым не быть и еще ... скотиной не быть ... как "илита" российского высшего образования, которая - в ряде своих известных лиц финансового сектора - столько лет тыкала всех остальных россиян тем, какой замечательный физтех она закончила, а с 24 февраля этого года так начала высасывать милитаристский фаллос, - что начинаешь думать, что знаменитый на весь мир российский технический ВУЗ и курсы по минету лет 30 назад предлагал. Многие люди, кстати, глядя на таких "васильевых", даже расфолловиили (уже не от слова "фаллос") их, понимая, что со вчерашними лидерами мнений явно что-то не то.

Так что, еще раз, Болонская система образования или "доболонская", не важно. Важно лишь ваше желание (то, что вы хотите для своего будущего).

И да: то, что новая система образования будет еще хуже прежних, я пока не сомневаюсь. Тренд на демонтаж основ российской государственности (экономики, образования, медицины, культуры ...), к сожалению, продолжится. До тех пор, пока конкретными направлениями занимаются не профессионалы, а политики, любители распила и обладатели иностранных ВНЖ / ПМЖ и активов за рубежом, которые не связывают будущее свое и своих детей с нашей страной.

Поэтому:

  1. первоочередной задачей, которую должна выполнить российская власть для того, чтобы развернуть тренд на позитивный (для российского государства), - это на время работы + 10 лет после ухода со службы - запретить выезд за рубеж абсолютно всем чиновникам (кроме МИДа и соотв.) / сотрудникам от федеральных до региональных ведомств выше начальника управления.  Включая членов их семей (супруги, дети). А также запретить им иметь активы за рубежом (сейчас провести амнистию на возврат капиталов); а вот рядовой персонал как раз пусть едет, обменивается опытом, изучает лучшие практики - и это надо стимулировать; как и студенты некоторых ВУЗов по временным программам;
  2. второй задачей должно стать - введение высшей меры наказания (пожизненного заключения, желательно в трудовых лагерях) по преступлениям коррупционного характера [для начала] в таких направлениях внутренней политики, как образование и медицина. Раз, уж, тема ГУЛАГа становится такой актуальной, а ежовые рукавицы для самого населения нашей страны уже натянули.

Начать с простого - чтобы изменить всё.

Это же честно: если человек решил посвятить жизнь служению отечеству, то и жить и формировать капитал он должен только здесь? И дети его будут рады, что папка / мамка для их будущего старается, а не для бюджета города Майами.

_

Если Вы хотите лучше понимать, что происходит вокруг Вас, получать больше полезной информации, разобраться, когда выгоднее покупать валюту, акции, золото или нефть, а когда необходимо от них избавляться, если Вы хотите научиться эффективно управлять Вашим капиталом / сбережениями, опережая инфляцию, то обязательно присоединяйтесь к чтению скрытых записей нашего сайта по ссылке.

Не забудьте подписаться на телеграм-канал https://t.me/ecworld, чтобы оперативнее получать уведомления о новых записях на сайте — заходите и нажимайте внизу канала кнопку ПРИСОЕДИНИТЬСЯ.

21

Комментарии

26
Аватар AnatolySergeev
AnatolySergeev
Денис, спасибо за статью! Этих слов очень не хватает.
25.05.2022, 09:30
Аватар Void_acc
Void_acc
От лица "поколения ЕГЭ", аплодирую. Очень редкий случай в интернете, отделения "инструмента" от "результатов".
25.05.2022, 09:46
Аватар Lozano
Lozano
Фундаментом любой системы образования является мотивация обучающихся. Ответ на вопрос: Чтобы что? А у большинства ответа на этот вопрос нет. Школу посещают (именно посещают) потому что нельзя не посещать по закону. Выше идут чтобы косить от армии или найти мужа. Или просто "ну все идут значит и тебе сынок/дочка надо". За тем чтобы стать реально специалистами идёт меньшинство. Плюс презрение к так называемой работе "синих воротничков". Хотя в плане заработать денег у них сейчас карт-бланш.

А так, любая система образования будет хороша, при условии что с мотивацией обучающихся всё окей. Ну, кроме той, в которой отсутствуют библиотеки и интернет. А без мотивации обучающихся - даже идеальная система образования будет работать плохо.
А мы имеем ситуацию, что даже если обучающийся вообще не хочет учиться, почти не знает программу - аттестат он получит с вероятностью 99%. И положенные минимально 9 классов точно отсидит. Выгнать из школы нельзя. Получить корочку о высшем образовании по той же схеме тоже не проблема, ВУЗы тоже кушать хотят.

Вообще, заявления чиновников на эту тему ПОКА считаю сотрясанием воздуха чтобы воодушевить электорат который не шарит. Как и с постоянными спекуляцими на тему отмены ЕГЭ. Во-первых специалитет есть и сейчас, полностью его не убрали, а во-вторых - образование вещь очень инерционная, там одни рабочие программы и всякое обеспечение составлять будут годами. А самый простой путь - взять курс бакалавриата, накидать туда ещё дисциплин на год обучения, назвав всё это дело специалистом. А основная масса обучающихся при таком раскладе будет просто ковырять в носу пять лет вместо четырёх. Но зато можно будет отчитаться об успехах в борьбе с западным влиянием и всем таким.
25.05.2022, 09:47
Аватар ecworld
ecworld
Пока вбросили, мнения собирают. Но велик соблазн очередного распила на "величайших изменениях" и "уходе от западного".
25.05.2022, 09:54
Аватар lenalla
lenalla
Тут в комментах дискуссия свалилась в обсуждение школы и ЕГЭ, тогда как ИМХО под Болонской системой понимается концепция РАЗНООБРАЗНОГО образования без привязки к конкретному экзамену. ЕГЭ/не ЕГЭ тут вообще ни при чем, это отдельная история.

Для меня этот новый дискурс воспринимается как наезд государства на пресловутое разнообразие предметов - зачем будущую обслугу Гулага учить истории искусств или языкам недружественных стран? Чтобы они потом под VPN’ом подглядывали за условным Илоном Маском и удивлялись, почему сами ездят на Моквиче? Вот еще. Должны учить языки дружественных стран, потому что их представители имеют бОльшую вероятность оказаться в будущем Гулаге под присмотром будущих выпускников…
26.05.2022, 18:22
Аватар lenalla
lenalla
PS: это не ответ конкретному комментатору, а общий комментарий, просто не туда отправилось.
26.05.2022, 18:23
Аватар wolfakella
wolfakella
Мне кажется, ecworld, несколько недооценивает этот шаг силовиков. Многоуровневая система профессионального образования (бакалавриат-магистратура) задавала очень расплывчатые, но хоть какие-то ориентиры для синхронизации образования в России с международным. Выпусник бакалавриата условного Челябинского госуниверситета получал подготовку, схожую с выпускником условного Гданьского университета. Это не давало свалиться качеству профподготовки в штопор: все вузы, ориентирующиеся на болонскую систему, из кожи вон лезли, чтобы свои программы бакалавриата и магистратуры наполнить каким-то адекватным содержанием. В результате выпускники российских провинциальных вузов при наличии описанных в статье личностных качеств имели больше возможностей устроиться на работу за рубежом или в международной компании в России. Студенты из Азии охотно ехали в Россию на бакалаврские и магистерские программы, так как получали тем самым более-менее понятное международное образование на гораздо более доступных условиях (по сравнению с Европой).

Принципиальным отказом от развития "болонской системы" силовики, видимо, планируют резко снизить утечку выпускников из России. Снизят. Только не тем, что российский выпускник перестанет соответствовать каким-либо международным стандартам. Он вообще перестанет соответствовать каким-либо рациональным стандартам. У российского профессионального образования не останется никаких адекватных ориентиров - только неработающие ФГОСы с их чудовищными матрицами компетенций.

Останется последний штрих - отменить ЕГЭ. И - здравствуй 19 век! С минимальной доступностью высшего образования для очень маленького процента пробившихся подданных. Это надежный путь к сокращению ВВП лет на 50. Надежнее любых "адских санкций". Фактически на наших глазах демонтируют систему высшего образования в стране.
25.05.2022, 10:16
Аватар ecworld
ecworld
У меня другое мнение. Заточенности образования (тем более в старших классах) на ЕГЭ быть не должно. Нужно ли для этого ЕГЭ отменить или что-то другое сделать, пусть решают специалисты.

Что касается Запада ... во-первых, большинство моих знакомых по сектору, которые давно работают на Западе, получали образование до Болонской системы. Кто сегодня уезжает и нашел или находит работу там - тоже. Во-вторых, никто не запрещает после школы поехать учиться на Запад сразу (опционально - после 1 курса).

Не вижу никаких проблем.
25.05.2022, 10:35
Аватар Jiovannip
Jiovannip
Как человек, имеющий "уникальный" опыт сдачи как обычных экзаменов, так и ЕГЭ хочу сказать, что сам по себе он неплох, он более объективен в плане реальной оценки знаний по предмету. Но, как раз из-за своей объективности он и страдает, так как весьма наглядно показывает как упало качество школьного образования. И, вследствие этого, сейчас в последних классах вместо продолжения образования идёт натаскивание на ЕГЭ - здесь сходятся интересы как учеников (чтобы набрать больше баллов на экзамене), так и учителей (ибо показатели выпускных экзаменов - один из главных показателей успешности учебного заведения).
25.05.2022, 14:45
Аватар wolfakella
wolfakella
Уважаемый ecworld! Пожалуйста, не сочтите за желание выпендриться - просто поднятая вами тема близка мне и как преподавателю высшей школы, и как родителю ))

Судя по вашим статьям, вы получили образование в каком-то очень хорошем месте. Вероятно, в одном из влиятельных ВУЗов Москвы или Петербурга. И круг общения у вас соответствующий. Поэтому на вашем уровне ЕГЭ, действительно, может выглядеть несущественно (как и Болонская система), а то и выступать ограничивающим фактором.

Но во всей остальной стране ЕГЭ - это что-то вроде последнего гвоздя, на котором висит система образования. И школьникам, и педагогам, и чиновникам понятно: вот этот уровень, которого "кровь из носу" нужно любой ценой достичь! Уберем его - и скоро обнаружим себя в реальности со школьными экзаменационными билетами, которые составляют сами школы, а утверждают местные власти. Сразу успеваемость и креативность школьников вырастет до небес! Отчеты на всех уровнях власти, наконец, сойдутся. А уж как обогатятся приемные комиссии вузов и преподаватели курсов подготовки ко вступительным экзаменам - никакие государственные субсидии и рядом не стояли! Приятный бонус: опять заработает во всю силу золотой принцип "где родился, там и пригодился!"

"Заточенность" образования на ЕГЭ - это не болезнь, это только симптом. Российская система образования уже не в состоянии качественно и всесторонне готовить молодого человека даже на уровне 2000-х (когда ЕГЭ вводился и был сложнее нынешнего, но при этом соответствовал уровню знаний простого массового выпускника). Школьные учителя, по разным причинам, не в состоянии преподавать, к примеру, математику и геометрию так, чтобы ученики ее знали на достаточном для прохождения ЕГЭ уровне. В состоянии только натаскивать на отдельные формулы и типы задач, чтобы краешками пальцев зацепиться за нужный уровень. И то - в большинстве случаев родители вынуждены нанимать репетиторов для подготовки к ЕГЭ. Чиновники (и многие учителя) воют от ЕГЭ, потому что его результаты безжалостно демонстрируют итоги их работы (особенно, если проследить с момента ввода ЕГЭ). А вот родители с их "самым лучшим в мире" советским образованием, почему-то радостно эти басни про вред от "натаскивания" на ЕГЭ кушают, а задуматься о причинах возникновения этого "натаскивания" не могут.

Нужно не отменять ЕГЭ. Нужно заставлять Минпрос так выстраивать работу со школами, чтобы выпускники успешно сдавали 5 разных ЕГЭ без единой минуты занятий с репетитором.
26.05.2022, 06:55
Аватар Lozano
Lozano
Очень странно, что действующий преподаватель высшей школы неверно определяет саму болезнь. (или может быть ваши студенты очень мотивированны? тогда можно вам позавидовать)
>> «Заточенность» образования на ЕГЭ — это не болезнь, это только симптом. Российская система образования уже не в состоянии ... учителя, по разным причинам, не в состоянии преподавать...
Просто у обучающихся нет мотивации ОСВАИВАТЬ программу в полном объёме, набираться Знаний, Умений, Навыков.

А дальше я с вами согласен. ОГЭ/ЕГЭ действительно "что-то вроде последнего гвоздя, на котором висит система образования". Потому что не сдав ОГЭ тот самый троечник который три в журнале два в уме благодаря ОГЭ имеет шанс (хоть и небольшой) реально выйти из школы со справкой. У обучающихся есть мотивация СДАТЬ ОГЭ/ЕГЭ либо на порог, либо на определённый балл, если собираются поступать дальше.

>> Нужно не отменять ЕГЭ. Нужно заставлять Минпрос так выстраивать работу со школами, чтобы выпускники успешно сдавали 5 разных ЕГЭ без единой минуты занятий с репетитором.
В текущих условиях это утопия. Единственный реальный шанс - работа с мотивацией обучающихся. Программа минимум - сменить пластинку "образование это обязанность" на "образование это право". Просто дать право администрации выгонять из школ вникуда наглецов срывающих уроки, которые не учатся сами и не дают учиться другим. А их хватает даже в хороших школах. Захотят - восстановятся, не захотят - мести дворы и стоять в гардеробах тоже кто-то должен. Одумаются - вечерние школы вроде сохранились. Тоже самое в университетах, хотя им попроще, совсем уж придурки там не задерживаются. Программа максимум - это пересмотр кадровой политики в стране в целом. Чтобы в приоритете были специалисты, а не "свои". А то у нас как, можно с двумя высшими в школу пойти и получать там... столько же сколько кассирша в супермаркете. А по знакомству можно и на тёплое место, и на руководящую должность, и на хорошую з/п. А дети/подростки/студенты не идиоты, и всё прекрасно видят и понимают. Какая реально цена знаниям/умениям/навыкам без блата. Понятно можно возразить если ты прям хороший специалист и будешь за себя бороться то всё будет в шоколаде, но.. так может только меньшинство.
26.05.2022, 13:10
Аватар paraboll
paraboll
В школах учителя не ставят двойки за четверть и за год - вот основная проблема. Сейчас не оставляют на второй год, ВООБЩЕ, даже не слышал о таких случаях, за последние 10-15 лет. В советской московской школе было много второгодников, ключевое слов МНОГО, в моем классе было 3 второгодника, в 5-6 классе, также знакомая на второй год два раза оставалась. Сейчас в школах тянут всех. Любой ребенок дойдет до 9 класса минимум. Даже не зная таблицы умножения в 8 классе - случайно узнал у знакомого ребенка. Если у детей двойки - это проблемы в отчетности директора и учителя, значит учитель плохой и директор не может наладить образовательный процесс. И такой момент - учителю надо бесплатно дополнительно заниматься с учеником с плохими оценками, подтягивать его! И еще куча бюрократических проблем. Учителям нужны такие проблемы? Не нужны, в итоге абсолютно все учителя начинают натягивать тройки детям! Мотивация учится появляется у многих детей в старших классах, с ЕГЭ и желанием поступить в хороший ВУЗ и бесплатно.
26.05.2022, 15:50
Аватар Lozano
Lozano
Да, просто поленился уходить настолько в детали.
Ученики учиться не хотят и при этом прекрасно знают что оценки им нарисуют, и школу они закончат.
Ну то есть это как бы дорога с двухсторонним движением. Ученики хотят ничего не делать и при этом не несут никакой ответственности. А учителя отвечают за всё и перед всеми, и ясен пень им показывать принципиальность и создавать себе лишнюю бесплатную работу не упало. Интересы совпадают, неучи получают свою рисованную тройку и спокойно идут домой, учителя после уроков тоже идут домой, а у школы всё красиво в отчётах

>> Если у детей двойки — это проблемы в отчетности директора и учителя, значит учитель плохой и директор не может наладить образовательный процесс.
Да. Вот это и есть проявление того что "образование - обязанность". Учителя обязаны научить, даже если полурока уходит на то чтобы успокоить класс. А если было бы "образование - право" - то двойки были бы проблемой учеников и их родителей. А там и двойки бы пошли, и второгодники, и исключения из школ.
26.05.2022, 16:39
Аватар Sintetik
Sintetik
А разве это плохо? Кто не хочет учиться получает свою тройку и живет дальше как хочет, ну или это уже проблема родителей будет. Люди не равны, просто по рождению они не одинаковые, зачем заставлять того кто не хочет? а двойки и второй год это же самое заставлять только по другому. Другой вопрос, что нужно как можно раньше разделять тех кто хочет/не хочет и физически их раскидывать в разные заведения. И тут чем раньше все перейдет от людей к бездушным алгоритмам, тем лучше. Люди всегда будут пытаться "договориться" с людьми, а с алгоритмом ИИ не договоришься.
07.06.2022, 19:40
Аватар andywinn
andywinn
Согласен, что образование должно быть правом. НО без базового образования количество идиотов в разы увеличится и социальных проблем станет еще больше :)
Проблема мотивации обучающихся - это не только проблема образования, НО и проблема воспитания. Вопрос к родителям, которые не следят за своим чадом в части, как минимум, успеваемости должен стоять одним из первых в списке: родители должны следить за мотивацией и помогать учителю учить их чадо. Логику "у моего отпрыска двойки и тройки? ну - это не он тупой и учиться не хочет, это система образования плохая..." надо выдавливать из сознания, спрашивать с родителей. Тогда и мотивация появится.
27.05.2022, 09:59
Аватар Lozano
Lozano
>> НО без базового образования количество идиотов в разы увеличится и социальных проблем станет еще больше
А что изменится, их сейчас что-ли нет? Ну отсидят эти девять лет в школе, попутно мешая тем кто пытается учится, и что дальше? Выданный аттестат ума прибавит? А так школьное образование обесценивается, хрен ли, можно не знать элементарных вещей, девять лет посылать всех подальше, и потом тебе всё равно на пересдаче помогут, либо сам решишь элементарные задачи на порог, дадут аттестат с тройками в местах где должны быть двойки в ряд.
Так остались бы разок на второй год мб бы и поняли что. А нет - хоть дворников не импортировать из средней азии.
28.05.2022, 12:30
Аватар snooki
snooki
Ну да, ну да. Именно потому у нас так много историй в стране, когда 100 баллов за ЕГЭ по русскому языку получали школьники, которые даже на бытовом устном уровне язык не знают (а писать и читать не умеют вообще).
Это как самый массово известный пример. А сколько таких ситуаций по другим предметам?
26.05.2022, 16:14
Аватар Lozano
Lozano
Это фактор коррупции, он не зависит от формы оценки знаний. Ну заплатят за такого стобальника не один раз, а два, в школе на выпускных экзаменах в традиционной форме и в приёмной комиссии при поступлении, ничего не изменится. В ВУЗах фишку быстро просекут. Собственно искоренить коррупцию при поступлении в ВУЗы и декларировалось как одна из целей ввода ЕГЭ.
26.05.2022, 16:48
Аватар Vita X16XE
Vita X16XE
Ощущение, что читал "аналитическую записку" ВП СССР, а не запись Дениса. Согласен с мнением
28.05.2022, 18:00
Аватар Alex2020
Alex2020
Полностью согласен. Образование деградировало сильно. Очень удивился, когда помогал ребенку по школьной программе и не нашел в учебнике базовых вещей (типа, что такое корень слова). Знаний в учебнике нет, хотя задание на эти темы есть. Получается, если пропустил или прослушал урок - все, самому не разобраться. Еще больше ох... удивился, когда пришел на школьное собрание и услышал жалобы на это от учителя. Получается, система знает эти проблемы, но разобраться не в состоянии.
Вполне вероятно, тренд на коммерциализацию образования (как и медицины и проч.) и дальнейшее расслоение населения на слои (касты) как в некоторых западных странах. Бесплатное образование наверное будет, но качества невысокого, уровня пойти заполнить анкету на вакансию дворника. Нужно что-то большее - пожалуйста, репетиторы (которые по факту будут те же учителя, только на коммерческой основе).
30.05.2022, 16:22
Аватар Sintetik
Sintetik
Не могу сказать ничего про состояние ВУЗов 2000х я сам заканчивал 91-97й и не последний в Питере, но советские ВУЗы это полнейший отстой, сборище старперов, застывших в 60-70е. Пришлось пойти работать со 2го курса, чтобы хоть чему то научиться. Если в системе речь идет о выборе предметов чтобы набрать определенный балл, возможность менять ВУЗ и специальность после бакалавриата, и унифицированные тест-экзамены, вместо уродских, ненавистных сочинений, то это действительно большая потеря и станет все еще хуже.
07.06.2022, 19:17