рынок в моменте:
Ближайшие дни (прежде всего сегодняшний и завтрашний) будут очень важными для нашего рынка.
С одной стороны, суперпозитивная реакция рынка на выборы в США, особенно в Сбере и ВТБ. С другой стороны, мы подошли к технически важным уровням в РТС:
- плюс на исторических максимумах по Лукойлу сегодня мы видим хорошие продажи:
еще пара слов о дедолларизации:
Акции Роснефти сегодня выросли на +5%, что вызвано в т.ч. хорошей отчетностью. Компания потихонечку снижает кредитное плечо. Выручка растет.
А теперь чуть внимательнее посмотрим на отчетность компании и примечания к ней. Свел в одну картинку скрины из двух отчетов компании - за 1 и 3 кварталы этого года:
Вы отлично помните, что в этом году В. Путин подписал поправки, разрешающие компаниям, попавшим под санкции, не репатриировать валютную выручку. Проще говоря, коснулось это Роснефти. В итоге за полгода
цены на бензин сегодня опять выросли: когда бензин дойдет до 100 рублей за литр?
На прошлой неделе нефтепроизводители договорились с правительством о том, что цены на бензин внутри страны повышаться не будут. При этом ФАС совместно с ЦБ и СПбМТСБ до 12 ноября должны представить в Правительство изменения в правилах биржевой торговли нефтепродуктами, которые будут предусматривать запрет на участие трейдеров ("спекулянтов" - по мнению правительства) в торгах бензином на бирже. Правила будут включать предквалификацию участников торгов и таким образом до 31 марта 2019 года на торги будут допускаться только АЗС и конечные промышленные и сельскохозяйственные мелкооптовые (!) потребители. Итак, договорились.
Но смотрим на результаты сегодняшних торгов на бирже (СПбМТСБ) - третий столбец в каждой из двух таблиц (Европейская часть России и Москва):
- мы видим, что рост цен на бензин составляет от +1,5% до +2,5% только за сегодня - в первый (!) день после заключения устных (пока) договоренностей не повышать цены.
Почему и в результате чьих действий на самом деле растут цены на бензин, мы обсуждали
сначала санкции - потом разговор:
Встреча В. Путина и Д. Трампа, которая должна была состояться в начале второй декады ноября была одним из факторов проявления "локальной" силы рубля. Участники рынка ожидали, что в результате этой встречи произойдет некое потепление отношений между двумя странами. Но всё произошло ровно как прошлый раз (ссылка) - Д. Трамп опять всё переиграл в последний момент (не путать с "всех переиграл" - эта поляна уже занята):
Президент США Дональд Трамп не уверен, что будет встречаться со своим российским коллегой Владимиром Путиным в ноябре в Париже. Об этом американский лидер заявил журналистам в понедельник, 5 ноября, сообщает Reuters.
Параллельно Трамп допустил, что его встреча с Путиным может состояться в рамках G20 в Аргентине 30 ноября — 1 декабря. «Мы будем встречаться на G20, и, возможно, после этого у нас будут встречи», — сказал Трамп журналистам. «Я не уверен, что у нас будет встреча в Париже. Наверное, нет», — сказал он.
Ранее Трамп говорил, что его встреча с Путиным в ноябре в Париже на мероприятиях, посвященных столетию окончания Первой мировой войны, «скорее всего, состоится». Устроить встречу между США и Россией на высшем уровне в ноябре в Париже Путин предложил на встрече с Джоном Болтоном в Москве 23 октября (с) https://www.rbc.ru/politics/05/11/2018/5be090619a7947f69f4ddbcf
Стратегически рынок и так смотрит в рот ЦБ. А теперь еще и тактически (локально) игроки утром будут в недоумении. Еще месяц в "ожидании тепла". Или есть время .... "подготовиться" к новым санкциям, которые будут обозначены до конца ноября. И отыграть эти условия.
Главными и самыми терпеливыми игрокам на этом рынке теперь будут нефтяники. Мало того, что им и внешнюю рублевую цену бочки нефти своими действиями ЦБ режет (ссылка) - с максимумов начала октября она упала на -15% (хотя, цена эта более чем приятна по сравнению с ситуацией полгода и тем более год назад), так еще и правительство подрезает внутренние доходы, не разрешая повышать цены на бензин. По сути, сейчас теряют доходы
SP: в моменте
В принципе, и на наш рынок сейчас можно смотреть с точки зрения американского индекса SP.
Помните позавчерашний прогнозный график SP (ссылка)?
А теперь посмотрите на текущую ситуацию:
почему не падает рубль?
Знаю, многих держателей валюты беспокоит этот вопрос :) Почему почти не падает рубль при таком падении нефти?
Потому (еще раз) что, Минфин спохватился, что не выполняет план займов и в 3 квартале (накопленный "недозаем", если мне память не изменяет, будет около 450-500 млрд рублей). А заемные деньги дешевле, чем свои. Во-вторых, уже много. Поэтому Минфин решил поиграть в "рынок", который уничтожил сам. То есть его варианта - на длительном этапе показывать устойчивость рубля или даже укрепление (если нефть начнет расти, то в идеале рубль нужно укреплять до 61-60 за доллар).
Но, как вы понимаете, это уже бьет на доходам бюджета и нефтяников. Пока ситуация не критичная (всего пару недель). Но, я думаю, Игорь Иванович уже недоволен. А скоро и сам Минфин поймет, что попытка "догнать" один-два показателя (займы, инфляция), губит другие (профицит) + майские указы.
Вторая причина. До 4400 ща бочку у нефти есть еще 6-7 долларов за баррель.
Третья причина - в Минфине ждут начала ноября (Иран + Выборы + встреча Первых лиц России и США), с чем связывают надежду на отскок в нефти. В какой момент тот же Игорь Иванович (как пару недель назад Герман Оскарович) сходит в очередной раз к Первому лицу с рассказом уже о его убытках (и вставит туда мысль о потери профицита бюджета и выполнении майских указов), это уже актуальный вопрос - ближайших двух недель. Скорее всего, первый заход будет сегодня-завтра. Контраргументом Минфина будет - подождать "еще немного" (события: Иранские санкции + Выборы + встреча Первых лиц России и США).
P.S. Кстати, с большой долей вероятности, сильного отскока нефти (увидим по тесту снизу в середине ноября) уже не будет. А значит, Минфин не сможет рыночно загнать инвесторов в ОФЗ. В итоге силой потащат накопления и вклады. Нарушая инвестдекларации и нормативы. Поэтому с усилием и рублебочку могут нагонять в конце года (компенсируя виртуальные потери).
Если бы не дедлайн этого года (и если Силуанов сможет объяснить Первому лицу, что профицит и так большой + цена на нефть вырастут), то у Минфина есть еще месяцев 6-7 на то, чтобы спокойно держать рубль. Потом уже только надежда на дорогую нефть. Или еще один этап девальвации.
о старом прогнозе в нефти:
Дополнительно к предыдущему посту о нефти. Тем, кто не перечитывает старые записи, напомню цитату из прогноза от 22 октября (ссылка):
>> ... ближайшие цели корреции прежние - $77,6 - 76,0 (ссылка) ... В случае пробоя, увидим тест снизу. Если обратно не выйдем на этом тесте, то пойдем тестить нижнюю границу старого канала $68,0-65,0.
Смотрим на график:
На иранских событиях возможен отскок - тогда шортить нужно будет начинать от пробитой границы канала.
нефть:
Судя по новым опционам (новый контракт), $71 за баррель для нас не предел.
Все это идет на оральных интервенциях со стороны США о смягчении санкций в отношении Ирана (ряду контрагентов разрешили покупать нефть у Ирана и после ключевой даты).
Пока так. Но повышенный риск через длинные выходные завтра лучше не переносить.
обвал на рынке нефти продолжается: за сутки -4%
Нефть в моменте падает на примерно на -1,5%.
Текущее значение ~ $73,6. За последние сутки цена барреля Brent потеряла порядка -4%. Рубль при этом стоит крепко. Можно сказать, ни копейки потери.
Бочка нефти (ссылка) таким образом падает до нового минимума с 20 августа ~ 4650.
Минфин (ЦБ) делает всё возможное, чтобы исправить свои прежние ошибки. Минфин пытается рисовать "рынок", удерживая комфортный курс рубля и делая ОФЗ "рыночно привлекательными".
Во что это обходится нефтяникам и бюджету,
евро-доллар:
Объем открытых позиций в срочном контракте евро-доллара (EDZ8) на нашем срочном рынке за неделю в узком (!) ценовом диапазоне 1,1470-1,1370 вырос более чем на 80%.
Будьте аккуратны. Движение будет очень резким и сильным.
чиновники просят оплатить оболванивание населения:
Наверное, то немногое, что в принципе печалит меня, это моменты, когда кто-то из родственников или знакомых из регионов во время телефонного разговора начинает обсуждать / ретранслировать какие-то "новости" с федеральных каналов. Когда я слышу, когда вполне себе здоровый и грамотный человек всерьез рассуждает о каком-то вымышленном (на первом канале) бреде, мне становится очень грустно. К сожалению, для регионов первая и вторая "кнопки" - основные источники информации и от этого никуда не деться.
Но, к счастью, прогресс потихонечку двигает даже такой дубовый архаичный информационный зомбо-мир вперед. По мне, так, уж, пусть лучше бабушки и дедушки снова подключатся к радио-розеткам и слушают радио Спас, чем ахинею федеральных телеканалов:
С января 2019 года Россия перейдет на цифровое эфирное телевещание, и в связи с этим Минкомсвязь советует гражданам купить телевизоры, поддерживающие цифровой формат. Как заявила «РИА Новости» директор департамента госполитики в области СМИ Минкомсвязи Екатерина Ларина, если телевизор поддерживает только аналоговый формат, то на некоторых каналах рядом с логотипом телекомпании высветится буква «А».
«Необходимо проверить, есть ли у вас буква "А" на экране телевизора. Если есть, то надо срочно разобраться со своим оборудованием и подключиться к "цифре". Это надо проверить, в том числе, и у своих пожилых родственников, и если они видят букву "А" на экране, то помочь им и к Новому году подарить им цифру»,— пояснили в министерстве.
Честно говоря, я немного в шоке от такой "просьбы" чиновника из Минкомсвязи. Мне кажется, каждый мыслящий человек должен сделать всё, чтобы у бабушек и дедушек ни в коем случае после этой "ошибки" властей не появилось доступа к федеральным телеканалам. Подарок может быть таким - пакет
нефтерубль + доллар-рубль + нефть: обновление
Нефтерубль - один из наиболее доходных инструментов 2016 (ссылка) и 2018 (ссылка) года.
Сегодня расчетная стоимость российской бочки нефти снова скорректировалась к недельным минимумам в район ~4700. Это происходит на фоне не только на фоне падения нефти на 13% за месяц, но и на фоне укрепления рубля:
Укрепление рубля пока (!) продолжается даже на фоне обновления двухнедельных минимумов в нефти. Связано это
работа инсайдеров в нефти и связь с политикой:
Вот вам еще одно подтверждение того, что инсайдеры размазывают ликвидность по всем рынкам, забирая отовсюду понемногу (а где-то и хорошо). Хотя, многим участникам нашего рынка покажется смешным, если им скажешь о том, что инсайдер по нефти работает на нашем рынке или укажешь на то, что на нашем рынке инсайдеры начинают готовиться порой раньше (заметнее - из-за неликвидности рынка срочных инструментов), чем на других рынках.
Помните недавнюю запись (ссылка) о том, как кто-то из участников заработал в опционах на нефть в довольно-таки рискованной сделке порядка 350 млн рублей (что очень много для нашего срочного рынка и неликвидных фьючерсов и опционов на ней)?
Нефть начала падать с первых чисел октября, но базу под это начали создавать чуть ранее. В 20-ых числах сентября. Посмотрите сейчас на таблицу данных по запасам нефти с начала года:
Посмотрите на 21-ое сентября. Можно, конечно, и математически (статистически) объяснить, что
уход вкладчиков:
Как видно из картинки ниже, государственные (и около) банки в сентябре испытали отток вкладчиков. Основные причины две:
1. опасения за долларовые вклады;
2. опасения за сбережения в целом в преддверии нового пакета санкций (переход на хранение наличных и усиление тенденций к выводу капитала).
Кроме того, население потихонечку усиливает тенденцию к "проеданию" сбережений. Поскольку реальные доходы не растут, а инфляция растет (не смотря на заявления Росстата, инфляция в "позитивные" летние месяцы была сильно больше "нормальной для сезона").
На картинке изображены лишь крупнейшие по объему вкладов банки (> 100 млрд рублей) - кликабельно:
Ситибанк, отток по которому самый значительный,
потрясёт рынки в ближайшие недели:
Волатильность на рынках (особенно валютных и товарных) может заметно вырасти в ближайшие полторы-две недели. Ноябрь открывается пулом интересных событий, совпадающих по времени в моменте.
Итак, риски и основные события, которые будут влиять на рынки в первой половине ноября:
1. фактор начала месяца (предыдущий месяц на большинстве рынков закрывается большой красной свечой вниз)
2. финальное решение по санкциям в отношении Ирана (4 ноября);
3. выборы в США (6 ноября);
4. новости по санкциям в отношении России;
5. статистика по торговому балансу Китая (8 ноября) и ключевым экономическим показателям (9 ноября, 14 ноября);
6. решение ФРС США по процентной ставке (8 ноября);
7. размещение облигаций правительства США (решение будет принято 31 октября, ссылка).
Страница 169 из 351
