Будущее. Системно

Публичные

Общественный сантимент: ощущение отсутствия перспектив

ecworld -
17008
30

Заметка. Для статистики важно зафиксировать ситуацию (общественный сантимент) на бумаге.

В пуле наших прогнозов последних 10 лет (ссылка) особняком стоит еще один прогноз, который на момент его публикации (после 10 месяцев укрепления рубля и восстановления рынка акций; при курсе 64 рубля за доллар и 68 рублей за евро) выглядел несколько, скажем так, "негативно" на фоне других прогнозов.

В принципе, большинство наших прогнозов, о которых обычно в комментариях (даже когда еще проект ECWORLD жил на платформе LJ) писали: "такого не будет", - выглядели достаточно "негативно", а порой "фантастично". И прогноз 2012 года о предстоящей девальвации 2014-2020 годов (ссылка). И прогноз 2015 года о падении нефти до $17 (ссылка). И прогноз осени 2019 года о предстоящем сильнейшем обвале рынков в начале 2020 года (ссылка). И ряд других прогнозов.

Так вот, еще один негативный прогноз, о котором идет речь выше, был опубликован мной ровно 5 лет назад (день в день) - 20 ноября 2016 года. Находится он по этой ссылке и очень важна в нем первая часть:

>> Примерно октябрь-декабрь 2021 года. Момент силы настоящего кризиса и «ощущения отсутствия перспектив». Начало критической фазы «полное г-но».

>> В ближайшие 5 лет будет ситуация плюс-минус (в значительной степени будет повторять движение нефти).Терпимо. Улучшение ситуации перед выборами (отклонение от прямой нефтяной динамики) за счет новых «старых» инструментов экономической политики (эмиссия, внутренние займы + ограничение потребительских возможностей / спроса, замораживание несырьевого производства) и пока еще возможного сильного скачка нефти вверх от текущих (см. ниже). В конце пятилетки заметное ухудшение: отрыв от нефтяной динамики в сторону ухудшения за счет отмирания значительной части частного бизнеса и усиления «национализации» и монополизации, а также за счет ограничения / предела действия новых инструментов экономической политики. //

Отрыв от нефтяной динамики ... спрогнозирован абсолютно верно: мы видим, как в последние полгода даже на фоне многолетних максимумов в нефти рубль остается очень слабым. По сути, идет скрытая девальвация (мы разбирали эту проблему в записи Нефть растет, а рубль — нет и записи Кому выгодна инфляция и девальвация — 2). Вторая часть прогноза от 2016 года также реализована: краткосрочные, среднесрочные движения в нефти и рубле, а также второй этап девальвации (2020 год), после которого доллар-рубль ниже диапазона 71-73 рубля почти перестал выходить (даже при очень высоких ценах на нефть ~ $80-85 за баррель), произошла т.н. перестановка курса.

Но вот первая часть ... первый абзац прогноза ... он относится к периоду, в который мы только-только входим:

>> Примерно октябрь-декабрь 2021 года. Момент силы настоящего кризиса и «ощущения отсутствия перспектив». Начало критической фазы «полное г-но».

Ранее мы почти не задумывались над тем, что "негативным" может оказаться позитивный прогноз или позитивный тренд. Когда в начале 2020 года рынки и нефть сильно упали и начался отскок, первая мысль, которая мне "закралась" в голову была примерно следующей: а что если следующий "кризис" будет "наоборот"; что если паника на продажах приведет к панике на покупках? И кризис будет развиваться как следствие. Раньше от такого в моменте страдали лишь внутридневные трейдеры и среднесрочные спекулянты, которые шортили рынок (или слишком взросло хеджили) и попадали на шорт-сквиз. Почему шорт-сквиз не может быть на более широком пуле направлений и периоде времени? То есть шорт-сквиз не акций / фондового рынка, а в целом широко. Шорт-сквиз на спросе. Широко по всей экономике. С переходом в классический кризис (в две волны). Позже я отдельно затрагивал куски этой темы в записях про нефть (ссылка), инфляцию (ссылка) и т.д.

Сегодня мы видим, как рост спроса (на фоне ограниченного предложения) привел к ситуации, когда цены на достаточно широкий пул товаров растут не просто быстро, а рекордно быстро. Позавчера Германия отчиталась о рекордном за 70 лет росте цен производителей (+18,4% год к году). Мы видим, как цены на товары в наших магазинах выросли на десятки процентов. Мы видим, как цены на оборудование, автомобили, технику могут расти на 20-50% за считанные месяцы. 1 рубль вчерашней нашей зарплаты (дохода) за последний год потерял до 50% своей стоимости. То есть сегодня, получая ту же самую зарплату на карту, мы можем позволить себе кто на 20%, а кто на 50% купить меньше, чем год назад. Это же экономическая катастрофа для многих семей (радуются только узкая группа ипотечников, которая ошибочно полагает, что их доходы подтянутся за инфляцией - и "ипотека сгорит").

Мировые центробанки (правительства) продолжают раздувать денежную массу (не в классическом понимании этого термина, а в самом широком смысле этих двух слов, включая "избыточные" средства, которые экономика получает через QE), не останавливая денежный станок. Причем делают это для того, чтобы решить "некие проблемы", которые собственноручно одновременно с этим и создают. Локдауны, локдауны, локдауны.

Сами по себе локдауны и различные инструменты, которые им теперь сопутствуют (прямая сегрегация населения, через QR-коды и т.д.) создают новые проблемы. Общественные, социальные. Население разделили на два лагеря и заставили друг друга ненавидеть. Страхи населения растут. Где-то мы уже видим панику.

Эта же паника сегодня видна в мыслях и тех, кто управляет крупными частными капиталами. На рынке. Нарастают опасения, что ситуация с ковидом выйдет из-под контроля даже без нового штамма. Профучастники боятся, что правительства в растерянности начнут сильно ошибаться или действовать нерационально. "Что же будет завтра?" - вопрос, который начинает задавать всё большее количество людей. Даже те, кто почти никогда об этом не думал. Современный мир вошел в новую (для текущего поколения) фазу, которая несет в себе огромное количество рисков (ссылка 1, ссылка 2, ссылка 3).

Чувствуя и видя это то здесь то, то там, было бы логично не спросить об этом всех нас. Есть ли ощущение отсутствия перспектив? За выходные в опросе приняло участие более 11.000 человек:

Вот чего добились сегодняшние правительства. Чиновники. Узкая, совсем небольшая группа людей погрузила в страхи целую планету (в опросе, конечно, приняли участие только русскоязычные граждане, но думаю, что подобные настроения начинают нарастать и во многих других странах: мало кого может радовать или кто-то способен долго оставаться спокойным, когда инфляция превышает привычную в несколько раз, при этом это не краткосрочное явление, при этом же правительства "запирают" людей дома, официально занимаются сегрегацией, запугиванием и дезинформированием людей и требуют уничтожать свой иммунитет регулярными инъекциями тех, кому это не нужно / кто не хочет этого).

Я уже говорил, насколько важны ближайшие полгода (см. запись Реперная точка — 2022) и как важно за этот период правительствам (на адекватность лоббистов, которые просто зарабатывают на QE, локдаунах и вакцинации деньги я не рассчитываю) удастся вернуться на рациональный путь. Иначе будет так, как я написал 5 лет назад, 20 ноября 2016 года:

>> Примерно октябрь-декабрь 2021 года. Момент силы настоящего кризиса и «ощущения отсутствия перспектив». Начало критической фазы «полное г-но».

Полное.

Не забываем, кстати, что та запись была написана в рамках общего прогноза по нисходящему 10-летнему циклу / кризису в России (см. запись Метка: цикл 10.2013 — 8.2023).

_

Если Вы хотите лучше понимать, что происходит вокруг Вас, получать больше полезной информации, разобраться, когда выгоднее покупать валюту, акции, золото или нефть, а когда необходимо от них избавляться, если Вы хотите научиться эффективно управлять Вашим капиталом / сбережениями, опережая инфляцию, то обязательно присоединяйтесь к чтению скрытых записей нашего сайта по ссылке.

Не забудьте подписаться на телеграм-канал https://t.me/ecworld, чтобы оперативнее получать уведомления о новых записях на сайте — заходите и нажимайте внизу канала кнопку JOIN.

30

Комментарии

23
Аватар Agnost1k
Agnost1k
Как я уже говорил однажды - подозрительная точность прогнозов)
21.11.2021, 15:01
Аватар ecworld
ecworld
Как я уже говорил ... На самом деле я пишу планы [для ребят], от которых они стараются не отходить. А все думают, что это прогнозы такие точные.

:)
21.11.2021, 15:11
Аватар NELENIN
NELENIN
Но открываются возможности . Ясно что компании производящие товары для среднего класса провалит продажи … их стоимость припадёт . Средний класс очень быстро при озвученном сценарии потечёт возможность потреблять . И не быстро восстановится . Поэтому - сырье некоторое время вверх ещё , товары и компании их производящие то же … а далее смело стояк или покатились по нисходящей . Страховка - компании производящие продукты . Мясо , пшеницы и прочее . И сырье этого вида . Потребление тут не упадёт . За них все и зацепятся . А остальное …. Стоит или в пропасть лет на 5-7
21.11.2021, 15:27
Аватар aff
aff
разве что искусственное мясо :) похоже, что под нынешним мудрым руководством сельхоз тоже зарубят... гляньте евроньюс - там новости 5 минут идут, и каждый день только 2 темы - ковид и глобальное потепление... сельхоз производителей не соответствующих зелёным нормам собираются ограничивать по разному, а мало кто нормам соответствует.

тут напрашивается несколько вариантов - или неадекватное управление, или специально ведут к хаосу, или реально пытаются бороться с глобальным потеплением путем снижения уровня жизни (уровня жизни не-элит, разумеется) и потребления в мировом масштабе, или им известно что-то еще, чего мы не знаем...
21.11.2021, 16:02
Аватар sdtsdt
sdtsdt
На фоне Армагеддона как будет чувствовать золото? Народ явно в него ломается от инфляции. Но вопрос насколько сильно закрутят кран в печатном станке?
21.11.2021, 17:14
Аватар Tabeus
Tabeus
Хорошее сообщение пришло сегодня от Тинькофф Банка: предлагают 27 ноября отметить день без шопинга. Ежегодно люди в этот день отказываются от шопинга,чтоб умерить избыточное потребление ?
Награда естественно прилагается .
Ну уж про то чтоб отказаться от мяса ,молока только ленивый не говорит.Да и в скором сельхоз продукцию запретят, ибо … В социальном рейтинге за съеденное тараканье мясо будут рейтинги прибавлять, за то что на машину не дай бог бензином заправите,вообще беда! Короче много ещё можно придумать, хорошего пока ничего не видно. Все ускоряется до маразма!
21.11.2021, 17:14
Аватар satira
satira
Денис, верно ли я понял, что Вы имеете ввиду, то что сейчас инфляция разгоняется специально/искусственно. Потом будет примерный возврат к "прошлым" ценам.

Что то вроде: "Смотрите, мы все вернули как было прежде. Не зря мы свой хлеб едим".

А по факту получится, что деньги напечатанные и розданные населению они вернут обратно с большим коэффициентом из за текущих возросших цен абсолютно на все активы и товары.

И последним штрихом, вероятно, будет обвал фонды, чтобы окончательно вернуть напечатанное.

Ну а после этого возможности для гиперинфляции будет колоссальны, как Вы считаете ?

Или все, и дальше только гиперинфляция ?
21.11.2021, 18:01
Аватар ecworld
ecworld
>> Потом будет примерный возврат к «прошлым» ценам. //

Нет (про товары). Прошлых цен уже не будет, скорее всего. Слишком много кто против, даже обычные физики ("моя б/у Волга теперь стоит как вчера новый Кашкай"). Я писал ранее (в том числе в предыдущей записи), что возможно события будут развиваться через две волны инфляции. Первая (текущая) - лайт. Потом падение (производственный кризис). Потом вторая - серьезнее. И потом настоящий заход вниз.
21.11.2021, 18:07
Аватар NELENIN
NELENIN
То же так думаю . Классическая А-В-С.
По смыслу . По смыслу покупательской способности денег .
А вот по картинке будет нисходящий или боковой долгий тренд . Будут подкачивать ликвидность в сектора которые надо .

Но сути это не поменяет . Стагфляция это по смыслу .
Дорожающий товар на низком платёжеспособном спросе .
Сейчас по логике должна бы резво подрастать ставка ФРС ….

Мы ведь по смыслу находимся в конце цикле - заходим местами в новый цикл .

Просто все намешано и не понять в моменте .

Но по смыслу стагфляция перейдёт в новый глобальный рост в новой уже технологической волне в новом укладе
21.11.2021, 18:40
Аватар Be_the_water
Be_the_water
Заход вниз?
23.11.2021, 05:43
Аватар qwaqwe
qwaqwe
выходит у кого нет пары миллионов долларов и не заработает в ближайшие год два, шансов подняться будет не много
21.11.2021, 19:25
Аватар Tabeus
Tabeus
Если говорить о 90 х годах,там тоже был слом системы. Кто то смог перестроиться,кто то не смог. Вполне возможно и сейчас будет возможность что то делать : Метавселенная,Аватары.. Скорее всего точки входа будут. Но тут нужно уметь наверное перестроиться.
Другое дело Новый лозунг:У Вас ничего нет ( Вам ничего не надо?) и Вы счастливы ? Не забываем ещё про нормы углеродного следа,которую всем отмерят.
22.11.2021, 02:52
Аватар Neuraler
Neuraler
Да, видимо ведут к безусловному базовому доходу и безусловному базововому потреблению, ограниченному сверху. Самому выращивать еду и животных запретят, все развлечения будут строго виртуальными.
22.11.2021, 03:30
Аватар Nikename
Nikename
Согласно мнению некоторых макроэкономистов, увеличение денежной массы приводит к улучшению экономики в целом, в том числе к прохождению экономических кризисов с минимальным снижением ВВП. Но. До определенного уровня коэффициента соотношения денежной массы к денежной базе.(сейчас он, например в США, 3,1 примерно- не критично. Во время кризиса 2008 он был 8,2 и это было критично,что и привело в США к тому,что все мы помним).
22.11.2021, 04:54
Аватар ecworld
ecworld
Пока Вы не потеряли сознание, добавил в скобках в тексте уточнение.

Тексты пишутся простым языком для обычных людей, а не для долб**ов, бегающих с учебниками, слабо отражающими происходящее в реальности (иначе бы вот уже 10 лет точные прогнозы давал не я, а "макроэкономисты").
22.11.2021, 06:24
Аватар Kapatych
Kapatych
Спасибо, интересно. Есть два замечания, (уточню я не антиваксер, как раз наоборот). Является ли чём-то необычным принуждение вакцинироваться? Нет, при советской власти никого не спрашивали. Является ли это сегрегации, да безусловно(qr- коды), это ф@@изм, судя по признакам - да. И? Общество, каждый из антиваксеров сидит на диване и показывает своё Фе. Прочёл опус Суркова вчера. Всём диванным протестантам рекомендую.
22.11.2021, 07:35
Аватар ecworld
ecworld
>> Является ли чём-то необычным ПРИНУЖДЕНИЕ вакцинироваться? //

Вы здоровы?
22.11.2021, 07:59
Аватар smveur
smveur
Как и в инвестициях, вне указания таймфрейма вопрос про 'необычность' не очень корректный. ))

Так то на протяжении СТОЛЕТИЙ обитатели самой развитой части земного шара каждое воскресенье принимали внутрь ложку неведомой жижи из рук малознакомого чувака. (Уместно добавить - чувака, члена изуверской тоталитарной секты, в сравнении с которой Аль-Каида и прочие запрещённые в РФ организации это в общем то натурально детский сад.)
Альтернативой при этом было бегство или смерть, зачастую не самая легкая.
22.11.2021, 14:16
Аватар Lozano
Lozano
Я сам голосовал за пункт 2, главным образом по двум причинам. Первая, и основная, ситуация с ковидом, ситуация уникальная, в интернете масса информации, но нет информации заслуживающей доверия. Есть две полярных позиции, либо чётко за вакцину, за ограничения, и за всё такое. С аргументами уровня "иначе мы все умрём" или "я так сказал" из уст какого-нибудь чиновника. Либо позиция полярная, против ограничений, против вакцины. Это всё с аргументами уровня "кто вакцинировался - умрёт", "они строят цифровой концлагерь", "они ждут прихода сатаны" и всё такое. И впринципе, включая мозг, уже и так понятно что скорее всего обе эти группы не правы, а истина где-то посередине. И вот точку зрения из где-то посередине предлагает этот ресурс. Других подобных нет, в других местах либо туда либо сюда. И я бы предложил одно умозаключение. Европейские правительства этой историей с ковидом отстрелили свой главный патрон который у них был - доверие населения. Вакцинация там пошла бодро. Но результата нет и даже при 80% привитых всё равно локдауны, куку коды и ограничения. В России всё наоборот, население все ограничения сносило безропотно (а где нет контроля просто на них забивало), но вакцинация идёт и шла с огромным скрипом, поскольку общество в основном властям не доверяет. Боится, да, но не доверяет. И вот когда власть включила жёсткость, население хоть как-то зашевелилось. Интересно что потом реально скажет ФНС, как сильно просела выручка мест где нужен куку код. И вообще, удастся ли продавить людей в этот раз. Вторая причина, дополнительная, сумасшедшая бычка на американском рынке на фоне такой ситуации в мире. С лоёв весны 20го года S&P удвоился. Это реальное безумие.
И самое напрягающее, что в этот раз вся жесть и идёт с запада. До этого я как бы был настроен на то что, "ну да, в России скоро будут очередные тяжёлые времена, гайки опять закручивают, главное успеть релокейтнутся пока не закрыли всё". А сейчас всё выглядит так что тяжёлые времена и построение совка то как раз будет по всему миру, кроме уж совсем каких-то слаборазвитых стран. Одно радует, что лично у меня детей пока нет, не хотел бы я чтобы они жили в том мире который нам малюют конспирологи.
22.11.2021, 08:40
Аватар mchu
mchu
Прочитайте про Данию. https://стопкоронавирус.рф/news/20211028-1230.html. Речь не о том, что помогает прививка или нет, сухо по статистике не те результаты мы бы хотели ( у них возросла заболеваемость в ноябре резко), а как люди относятся к решениям по безопасности и действуют единым фронотом. И второй момент, то что датские ученые «проверили» вакцину и понимают все риски это 99.9%, вакцинация это вынужденая мера. А мы будем лучше пить по пятницам и выходным и уничтожать иммунитет привычым способом (московские бары все забиты).
22.11.2021, 13:46
Аватар Lozano
Lozano
Да, я слышал про Данию. Но даже в этой статье написано про доверие. Страна большая деревня, небось все друг друга знают, информация распространилась быстро. И вакцинация была добровольная. А у нас просто двойные стандарты и полицейщина. Типа вакцинация добровольная, но непривитых отстранять от работы с последующим увольнением. Штраф за отсутствие маски на автобусной остановке, но не на правительственном совещании. И так далее.
Но кроме Дании есть и страны с высоким процентом и локдаунами прямо сейчас. Так что хз даже.
22.11.2021, 15:01
Аватар Highwayman
Highwayman
Сейчас ещё время такое, когда специально нагнетают. Перед важными сделками начинают играть в дурака с гранатой. Поэтому и информационный фон соответствующий, если вести речь не только об инфляции. В последние дни в этом духе:
1. Хвастаются супероружием (которого не существует).
2. Взорвали какой-то спутник в космосе.
3. Гоняют войска рядом с Украиной.
4. Отправили гум.помощь на Донбасс.
5. Неожиданно всплыл "Курск".
Это всё в рамках одной сделки, по-моему. Только не ясно, о чём договариваются.
Так же прошедшей весной-летом было в Китае, когда перед какой-то американо-китайской встречей все китаисты и эксперты по геополитике мамой клялись, что со дня на день Китай захватит Тайвань, и начнётся большая война.
22.11.2021, 09:59
Аватар NELENIN
NELENIN
Стал замечать :
В затишье и перед какой нибудь очередной Херью…. За пару дней появляется статья о «гибели группы Дятлова на перевале «

Вот как вижу это аспект - можно смело покупать доллар . Рубль просядет 1-2 месяца …

Наблюдение …
22.11.2021, 13:42
Аватар Highwayman
Highwayman
Эта пустая тема про Дятлова порой поражает. Помню, как раскручивали её :)
Там графоман Сурков ещё что-то про расширение России написал. Возможно, мусоля тему войны, просто готовят фон под обвал нефти, рубля и вообще всего. На Новый год опять праздничного настроения не будет.
22.11.2021, 15:54
Аватар NELENIN
NELENIN
Вот только вчера говорили …
Как про Дятлова да теперь про Курск … жди обвала рубля …. Самый верный признак )))
22.11.2021, 21:56
Аватар Highwayman
Highwayman
Самое главное - упадут ли цены на нефть. Если готовятся именно к этому, значит, Байдену удастся договорится об уменьшении запасов в хранилищах (или с ОПЕК) или готовятся к очередному локдауну в США (тогда сокращения стимулирования экономики в ближайшие месяцы не будет).
23.11.2021, 06:19
Аватар uniformed
uniformed
Просто осенняя депрессия. Сейчас морозец шибанет, снег выпадет и нормально станет :)
22.11.2021, 18:22
Аватар ecworld
ecworld
Быстрее бы уже)
22.11.2021, 18:23
Аватар vitalir
vitalir
Эта «осенняя депрессия» идёт уже несколько лет. Такое предчувствие чего-то большого и херо-го. Подсознание не обманешь.
22.11.2021, 18:30
Аватар N-S
N-S
Если кто-то спрашивал, почему QR-коды до 1 июля 2022г. и что будет после 01.07.2022, то В. Путин сегодня ответил на эти вопросы:
Путин: с 1 июля в России будет готова основа климатических инициатив бизнеса для достижения углеродной нейтральности экономики к 2060 году
#Russiacalling2021
30.11.2021, 16:39